Поверхности взлетно-посадочных полос подвергаются значительным многотонным нагрузкам, но при этом обязаны обеспечивать надежность и безопасность во время взлетов и посадок воздушных судов.
Поэтому перед началом строительства необходимо выбрать поставщика бетонных смесей, продукция которого имеет сертификаты соответствия и отвечает нормативам СП и ГОСТ.
Бетон, используемый для аэродромных покрытий, должен выдерживать сильные удары при приземлении самолетов, воспринимать изгибающие нагрузки, а также переносить резкие перепады температур, вызванные струями горячих газов двигателей. Материал должен быть устойчив к неблагоприятным климатическим условиям — ветру, высокой влажности, солнечному излучению, морозу, воздействию противогололедных реагентов и др.
Для создания специальных бетонных смесей для аэродромов применяются строго определенные компоненты. Цемент обязан соответствовать ГОСТ Р 55224-2020, который регламентирует его химический и минералогический состав. Важно ограничить содержание оксидов щелочных металлов и трехкальциевого аллюмината, поскольку их присутствие может вызвать морозные разрушения или щелочную коррозию. Также цемент должен быть богат алитом, способствующим набору высокой начальной прочности бетона. К его физико-механическим свойствам предъявляются особые требования: он должен обладать высокой прочностью на растяжение при изгибе.
Щебень и песок также должны соответствовать повышенным стандартам. Эти материалы необходимо проверять на содержание вредных примесей, таких как аморфный кремнезем, гумусовые кислоты и определенные минералы, которые могут вызвать коррозию. Щебень должен быть прочным, морозостойким и устойчивым к разрушению. Гранулометрический состав заполнителей обязан соответствовать требованиям ГОСТ, а наличие комков глины и пылевидных частиц строго ограничено.
Для воды, используемой при производстве бетонных смесей, предъявляются жесткие требования — она должна быть не хуже питьевой по качеству. Эти стандарты определены в ГОСТ 23732-2011.
Обязательной частью технологии является применение двух видов добавок: пластифицирующих и воздухововлекающих. Первые обеспечивают низкое водо-цементное соотношение, что повышает прочность бетона. Вторые способствуют созданию структуры с закрытыми мелкими порами, что делает бетон более морозостойким.
Подбор состава бетона выполняется в лабораторных условиях по ГОСТ 27006-2019. Проводится несколько пробных замесов, изготавливаются образцы для оценки свойств, после чего выбирается оптимальная смесь, сочетающая проектные характеристики с экономической эффективностью.
Если придерживаться стандартов при производстве и укладке бетонного покрытия, его эксплуатационный срок может превысить 30 лет без необходимости капитального ремонта.
На данный момент аэродромный бетон не имеет достойных альтернатив, поэтому важно учитывать все особенности его производства, укладки и эксплуатации.
После ввода объекта в эксплуатацию ремонт покрытий становится сложной задачей. В случае повреждения бетонной поверхности требуется вырезать поврежденный участок и залить его заново. При этом бетон набирает необходимую прочность не менее недели, тогда как асфальт можно использовать уже через сутки. Такое ограничение приводит к временной остановке движения на участке, что снижает пропускную способность аэропорта и может негативно повлиять на доходы предприятия.